Сегодня все больше людей задумываются о том, чтобы отказаться от животного мяса в пользу растительного: кто-то по морально-этическим причинам, кто-то из-за желания снизить свой экологический след, кто-то беспокоится о своем здоровье, а кто-то просто хочет разнообразить свой рацион. Наши партнеры из проекта Мой След провели дегустацию растительного мясо от российских производителей и составили небольшой обзор.

Растительное мясо: что это такое и с чем его едят?

Растительное мясо — это аналог мяса животного происхождения, который практически не отличается от него по внешнему виду, вкусу и запаху. Основу такого мяса составляет растительный белок, получаемый преимущественно из сои, гороха и пшеницы. Для сочности и красно-коричневого цвета в продукт добавляют растительные жиры (кокосовое, рапсовое, подсолнечное масло) и свекольный или морковный сок, а для ассоциации с запахом мяса — жидкий дым, лук, чеснок и другие специи. Растительное мясо не следует путать с мясом, выращиваемым из клеток животных — искусственным мясом.

Популярность растительного мяса стремительно растет во всем мире, включая Россию. Так, например, исследование, проведенное проектом «Едим лучше» показало, что 54% россиян готовы включать растительные продукты-заменители мяса в свой рацион, а каждый четвертый россиянин (24%) в возрасте до 24 лет употребляет растительные заменители мяса. К тому же ассортимент растительного мяса практически не уступает своему животному конкуренту: на полках магазинов можно найти растительные стейки, фарш, филе, наггетсы, стрипсы, сосиски и пельмени.

Рынок растительного мяса

По данным Research and Markets, мировой рынок растительного мяса оценивался в 5,6 млрд долларов в 2020 году и, по прогнозам, достигнет 14,9 млрд долларов к 2027 году. Основными рынками растительного мяса являются Европа (38%), США (27%), Азиатско-Тихоокеанский регион (23%) и Латинская Америка (12%). На Россию приходится всего 0,7-0,8% от европейского рынка.

На сегодняшний день самыми заметными игроками на российском рынке растительного мяса являются стартапы WelldoneМитлесс и GreenwiseHi! от группы компаний «Эфко» и неМясо от производителя мясных полуфабрикатов «Котлетарь». Эти бренды можно найти на полках супермаркетов или заказать с помощью сервисов доставки еды. С полным списком производителей растительного мяса в России можно ознакомиться на RB. RU в разделе «Альтернативное мясо».

Дегустация растительного мяса

А теперь переходим к самому интересному — к дегустации. В команде Моего Следа всего четыре человека, среди которых нет ни одного вегетарианца, а растительное мясо каждый пробовал в первый раз.

Для чистоты эксперимента нам следовало бы выбрать один продукт у разных производителей (например, котлеты), но, либо с началом поста в Санкт-Петербурге скупили всё растительное мясо, либо нам просто не повезло — найти котлеты всех пяти производителей не получилось. Дегустировали то, что нашли.